Приветствуем всех участников проекта "Живой Пушкин"

Последние новости

          10.02.2017


180 лет со дня дуэли на Черной речке

 «Погиб поэт! — невольник чести, — / Пал, оклеветанный молвой, / С свинцом в груди и жаждой мести, / Поникнув гордой головой!..»

8 февраля состоялась дуэль у Черной речки: поединок, во время которого был смертельно ранен Александр Пушкин.
Ссора Пушкина и офицера кавалергардского полка Жоржа Дантеса (приемного сына нидерландского посла барона Луи Геккерна) возникла из-за симпатии последнего к жене поэта Наталье Николаевне. Слухи и пересуды, а также анонимные пасквили сыграли в этой истории гораздо большую роль, чем реальные факты. Гибель строптивого поэта была нужна многим людям, занимавшим высокие государственные посты.
Условия дуэли у Черной речки были смертельными и не оставляли шанса выжить обеим сторонам. Секундантам в поединке были лицейский товарищ Пушкина и сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак.
Домой раненного поэта привезли на санях. С самого начала за жизнь Пушкина боролись известные доктора своего времени, среди которых был талантливый хирург Владимир Даль, впоследствии — автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Среди тех, кто находился у смертного одра поэта были и поэт Василий Жуковский, и жена знаменитого писателя и историка Екатерина Карамзина.
Мы собрали свидетельства очевидцев последних часов жизни поэта.
 
Дуэль
«Он оперся на левую руку, лежа прицелился, выстрелил, и Геккерн упал, но его сбила с ног только сильная контузия; пуля пробила мясистые части правой руки, он закрыл себе грудь, и будучи тем ослаблена, попала в пуговицу, которою панталоны держались на подтяжке против ложки; эта пуговица спасла Геккерна. Пушкин, увидя его падающего, бросил вверх пистолет и закричал: „bravo!“
Между тем кровь лила [изобильно] из раны; было надобно поднять раненого; но на руках донести его до саней было невозможно, подвезли к нему сани, для чего надо было разломать забор; и в санях донесли его до дороги, где дожидалась его Геккернова карета, в которую он и сел с Данзасом. Лекаря на месте сражения не было, Дорогою он, по-видимому не страдал, по крайней мере, этого не было заметно; он был, напротив, даже весел, разговаривал с Данзасом и рассказывал ему анекдоты. Домой возвратились в шесть часов. Камердинер взял его на руки и понес на лестницу. „Грустно тебе нести меня?“ — спросил у него Пушкин. Бедная жена встретила его в передней и упала без чувств. Его внесли в кабинет; он сам велел подать себе чистое белье; разделся и лег на диван, находившийся в кабинете.»
Василий Жуковский
 
Ночь с 8 на 9 февраля
«Если Бог не велит уже нам увидеться на этом свете, то прими мое прощение и совет умереть по-христиански и причаститься, а о жене и детях не беспокойся. Они будут моими детьми, и я беру их на свое полное попечение».

Николай I — Пушкину
  «И особенно замечательно то, что в эти последние часы жизни он как будто сделался иной... ни слова, ниже воспоминания о поединке. Однажды только когда Данзас упомянул о Геккерне, он сказал: «Не мстить за меня! Я все простил».
Василий Жуковский
«Он протянул мне руку, я ее пожала, и он мне также, и потом махнул, чтобы я вышла. Я, уходя, осенила его издали крестом, он опять протянул мне руку и сказал тихо: „перекрестите еще“, тогда я опять, пожавши еще его руку, я уже его перекрестила, прикладывая пальцы на лоб, и приложила руку к щеке: он ее тихо поцеловал и опять махнул. Он был бледен, как полотно, но очень хорош; спокойствие выражалось на его прекрасном лице».
Екатерина Карамзина
 
«Боль в животе возросла до высочайшей степени. Это была настоящая пытка. Физиономия Пушкина изменилась; взор его сделался дик, казалось глаза готовы были выскочить из своих орбит, чело покрылось холодным потом, руки похолодели, пульса как не бывало. Больной испытывал ужасную муку. Но и тут необыкновенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать».
Владимир Даль

Смерть
«Умирающий несколько раз подавал мне руку, сжимал и говорил: „Ну, подымай же меня, пойдем, да выше, выше, ну, пойдем“. Опамятовавшись, сказал он мне: „Мне было пригрезилось, что я с тобою лезу по этим книгам и полкам высоко — и голова закружилась“. Раза два присматривался он пристально на меня и спрашивал: „Кто это, ты?“ — „Я, друг мой“. — „Что это, — продолжал он, — я не мог тебя узнать“. Немного погодя он опять, не раскрывая глаз, стал искать мою руку и, протянув ее, сказал: „Ну пойдем же, пожалуйста, да вместе!“ Я подошел к В.А.Жуковскому и гр.Виельгорскому и сказал: отходит! Пушкин открыл глаза и попросил моченой морошки».
Владимир Даль
 
"«Тяжело дышать, давит!» — были последние слова его. В ту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: «Что он?» — «Кончилось», — отвечал мне Даль. Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушать великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.
Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?» И что бы он отвечал мне, если бы мог на минуту воскреснуть? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина".

Василий Жуковский


Флеш-моб у памятника
Сегодня 10 февраля  - 180-лет со дня гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Казахстанская пушкиниана – особая страница в истории отечественной литературы. У истоков пушкинской тематики в Казахстане – Абай, Чокан Валиханов, Шакарим, Ахмет Байтурсынов, Мухтар Ауэзов, Сакен Сейфуллин, Ильяс Джансугуров и многие выдающиеся деятели казахской культуры.
В 1999 году в Независимом Казахстане был объявлен годом Пушкина, и в этом же году был воздвигнут  памятник в нашем городе. Автор – народный художник России Андрей Ковальчук. Памятник отмечен золотой медалью Российской академии художеств. Памятник великому гению, расположен на перекрестке улиц Абылай-хан и Пушкина, у здания Евразийского Национального Университета им.Льва Гумилева.
Пророчески были слова Александра Сергеевича, не зарастет к нему народная тропа. Несмотря на морозный день, почтить память классика мировой литературы пришли любители и почитатели его творчества, молодежь, СМИ, что еще раз доказывает, прочны незримые нити, связывающие гения русской, мировой литературы и Великую Степь.
Стихи великого классика прочитали студенты колледжа «Даналык»,  Евразийского Национального Университета и молодые библиотекари Национальной академической библиотеки РК.
Организатор мероприятий, руководитель проекта «Пушкин и Казахстан», заведующая сектором манускриптов службы науки, редких книг и манускриптов Дауренбекова Дарига Аскаровна пригласила всех читать и перечитывать, постигать Пушкина и сегодня!




 15.02.2017



Самая юная художница СССР

Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей на выставку графики 17-летней московской школьницы, которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» — лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова.
31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17. В день рождения Нади Рушевой «Избранное» решило восстановить хронику жизни и творчества невероятно талантливой советской девочки.
Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.
Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу. На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.
Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывает:
«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время — рисовала то, что в данный момент чувствую <...> Потом, когда сама научилась читать, делала уже к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, к „Евгению Онегину“...»
Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:
«Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».
На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции — часто всего несколькими линиями.
Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение — не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади — её удивительное воображение, которому научить невозможно.


В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки — в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.
Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет. В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок – в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.
 «Браво, Надя, браво!», — написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари
В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны — чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка — гений.
«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»
«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», — восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.
Среди работ Нади Рушевой — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади — это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.
Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.
Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.
Другие известные циклы Нади Рушевой — «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.

         Буквально накануне смерти Надя ездила в Ленинград, где про неё снимали документальный фильм. В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, фильм «Тебя, как первую любовь» остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти. 
Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма — те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.
5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо — дожить до 17 лет с таким диагнозом. 
Никто не знал, что у Нади аневризма — она никогда не жаловалась на здоровье, была весёлым и счастливым ребёнком. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.
Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, — теперь нечего бояться преждевременной оценки.
Из посмертной статьи академика В.А. Ватагина в журнале «Юность»:
«Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.
«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, — пишет Шеваров. — Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. „Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!“ — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».
Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков — книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал. И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы, уже никто уже не ответит. Девочка как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.
Смотрите также фильм о Наде Рушевой «Тебя, как первую любовь...»










20.02.2017

Министр культуры РФ в Астане
Сегодня в Астане состоялась официальная церемония подписания Плана совместных действий Республики Казахстан и Российской Федерации в области культуры на 2017 год. Стратегический документ, направленный на дальнейшее укрепление и развитие двустороннего культурного сотрудничества, подписали министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы и министр культуры РФ Владимир Мединский.
Состоялась также неофициальная встреча господина Мединского с сотрудниками Национальной академической библиотеки РК. Валерий Ростиславович подчеркнул, что духовные связи прочнее, чем политические и экономические. Многие классики русской литературы были связаны с Казахстаном, в том числе и великий А.С. Пушкин. Произведения  Пушкина объединяет сердца, и в этом источнике черпают вдохновение   те, кто умеет понимать вечные ценности Культуры.
В свою очередь руководитель Умутхан Муналбаева отметила, что Казахстан и Россию связывают крепкие дружеские и добрососедские связи, основанные на взаимопонимании и уважении. Продолжая традиции, сложившиеся за многолетнее тесное сотрудничество наших стран в НАБ РК подписано соглашение с фондом «Русский мир» об открытии  русского центра. Первым плановым мероприятием нового зарубежного представительства фонда «Русский мир» стало участие библиотек страны в международной акции «Живой Пушкин», в рамках которого проведен День памяти А.С. Пушкина, широко отмеченный массовыми библиотечными акциями. В настоящее время ведется большая исследовательская работа по созданию в библиотеке Пушкинского зала, где будут представлены посвященные великому русскому поэту и его бессмертному творчеству разнообразные издания, вышедшие за последние сто лет в Казахстане. Все это доказывает, прочны незримые нити, связывающие гения русской, мировой литературы и Великую Степь.
Таким образом, работа по упрочению и развитию российско-казахстанских связей в сфере культурно-просветительского сотрудничества всегда будет иметь продолжение.




Комментариев нет:

Отправить комментарий